Прикладная математика и механика (о журнале) Прикладная математика
и механика

Российская академия наук
 Журнал основан
в январе 1936 года
Выходит 6 раз в год
ISSN 0032-8235

Русский Русский  English English  О журнале | Выпуски | Для авторов | Редколлегия | Подписка | Контакты
 


Архив выпусков

Статей в базе данных сайта: 10522
На русском (ПММ): 9723
На английском (J. Appl. Math. Mech.): 799

<< Предыдущая статья | Год 2013. Выпуск 6 | Следующая статья >>
Эдуард Иванович Григолюк (К 90-летию со дня рождения) // ПММ. 2013. Т. 77. Вып. 6. С. 803-805.
Год 2013 Том 77 Выпуск 6 Страницы 803-805
Название
статьи
Эдуард Иванович Григолюк (К 90-летию со дня рождения)
Автор(ы)
Аннотация

13 декабря 2013 г. исполнилось бы 90 лет одному из крупнейших отечественных ученых в области механики деформируемого твердого тела и её приложений к проблемам проектирования и расчета конструкций авиационной, ракетно-космической, автомобильной техники члену-корреспонденту АН СССР (позднее РАН), заслуженному деятелю науки и техники Российской Федерации, действительному члену Международной академии астронавтики и Российской академии транспорта, профессору, доктору технических наук Эдуарду Ивановичу Григолюку (13.12.1923-29.04.2005).

Почти все теоретические исследования Э.И. Григолюка были тесно связаны с интересами ведущих отраслей промышленности.

Он рано проявил свои блестящие способности, с отличием окончив в 1944 г. Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе. В 1947 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: "Расчет конических дисков переменной и постоянной толщины. Теория и приложения", связанную с проектированием газовой турбины в ОКБ В.В. Уварова (Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова), а в 1951 г. защитил в Институте механики АН СССР докторскую диссертацию на тему "Расчет тонкостенных оболочек ракетных двигателей".

С 1948 г. Э.И. Григолюк более 20 лет работал в ОКБ "Красная звезда" М.М. Бондарюка (став научным руководителем ОКБ), в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. С.А. Чаплыгина. В разные годы он работал зам. зав. лабораторией Института механики АН СССР, зав. отделом Института гидродинамики Сибирского отделения АН СССР, с 1966 года до своей кончины заведовал лабораторией испытания конструкций в Институте механики МГУ им. М.В. Ломоносова.

В конце 1940-х - начале 1950-х годов Э.И. Григолюк в связи с расчетом прочности корпусов двигателей В.П. Глушко разработал общую теорию биметаллических тонкостенных конструкций как упругих, так и упруго-пластических при конечных перемещениях. Участвуя в работах ОКБ "Красная звезда" по проекту "Буря", он занимался разработкой методов расчета прямоточных воздушно-реактивных двигателей и ядерных энергетических космических установок.

Крупный вклад был внесен Э.И. Григолюком в развитие теории трехслойных и многослойных конструкций, используемых в различных отраслях современной техники. При расчете трехслойных оболочек с легким и жестким заполнителем им впервые была введена гипотеза ломаной линии, широко используемая в большинстве работ для приведения трехмерной задачи теории неоднородных тонких оболочек к двумерной задаче. Позднее были получены в геометрически нелинейной постановке компактные разрешающие уравнения трехслойных изотропных оболочек несимметричной структуры и многослойных трансверсально изотропных оболочек в смешанной форме, обобщающие известные уравнения Фёппля-Кармана для однородных пластин конечного прогиба и уравнения Маргерра для пологих оболочек.

Э.И. Григолюком впервые (в 1955 г.) были выполнены исследования колебаний упругих стержней, пластин и пологих оболочек с большими амплитудами.

В связи с исследованием прочности корпусов ракет (в частности, Р-7) и двигателей при нагреве им были поставлены и решены задачи оптимизации термонапряженного состояния деформируемых тел для определения рациональных режимов и схем высокотемпературной локальной обработки сварных элементов тонкостенных конструкций. За этот цикл работ (совместных с Я.С. Подстригачем) Э.И. Григолюк был удостоен Государственной премии УССР.

Применительно к задачам ядерной энергетики им были получены решения задач расчета напряженно-деформированного состояния перфорированных пластин и оболочек, ослабленных двоякопериодическими системами круговых и некруговых отверстий.

Обширные исследования были выполнены Э.И. Григолюком по проблемам взаимодействия упругих конструкций с жидкостью (при ударе и погружении), контактного и нелинейного деформирования и устойчивости тонкостенных упругих стержней, пластин и оболочек.

В 1958 г. он был избран членом-корреспондентом АН СССР, а с 1965 г. был членом Национального комитета СССР по теоретической и прикладной механике.

Э.И. Григолюк имел большой опыт педагогической работы в ведущих учебных заведениях страны. Он преподавал в Московском авиационном институте им. С. Орджоникидзе (МАИ) (1944-1947, 1965-1977 гг.), в Московском высшем техническом училище им. Н.Э. Баумана (1946-1950 гг.), в Академии промышленности вооружения Министерства вооруженных сил СССР (1948-1951 гг.), в Московском заочном политехническом институте (1953-1955 гг.), в МГУ им. М.В. Ломоносова (1954-1957 гг.).

В разные годы он был членом Ученых советов механико-математического факультета МГУ (1968-1975), Института механики МГУ (1967-1989), Центрального конструкторского бюро машиностроения (ныне "Военно-промышленная корпорация "Научно-производственное объединение машиностроения") (1968-1985), МАИ (1965-1977), Московского автомеханического института (МАМИ) (1977-2005), членом специализированного Совета Д0530503 при МГУ (1976-1989).

С 1977 года, когда Э.И. Григолюк стал заведующим кафедрой прикладной и вычислительной математики МАМИ (ныне Московский государственный машиностроительный университет), под его руководством и при его участии были выполнены большие по объему и значимости работы по разработке и совершенствованию методов расчета напряженно-деформированного состояния, устойчивости, колебаний различных элементов конструкций автотранспортных средств: кузовов автобусов, большегрузных карьерных самосвалов, колес, пневматических шин, рам и др., по исследованию динамического поведения автомобиля при движении по неровным дорогам различного профиля. Применительно к расчету пневматических шин была построена общая теория нелинейного деформирования многослойных анизотропных композитных оболочек сложной геометрии. Впервые была поставлена и успешно решалась проблема разработки единых норм прочности автомобильных конструкций.

С 1960 г. Э.И. Григолюк был председателем Комиссии АН СССР по прочности двигателей, а с 1980 г. - председателем секции "Динамика и прочность автомобильных конструкций" АН СССР (РАН). Им была выполнена большая научно-организационная работа по проведению (под его руководством) более двадцати Всесоюзных (а с 1992 г. Международных) научно-технических совещаний по динамике и прочности автомобиля и конференций по прочности двигателей.

В течение многих лет он был руководителем Всесоюзного научного семинара по механике деформируемого твердого тела (с 1966 по 1977 годы в МАИ, позднее - в МАМИ) и семинара в Институте Механики МГУ.

Э.И. Григолюку было присуще глубокое уважение к вкладу предшественников в решение изучаемой проблемы. Не случайно поэтому, работая в течение длительного времени редактором реферативного журнала "Механика", он инициировал перевод с английского и немецкого языков большого числа книг, посвященных различным разделам механики, а также написание многочисленных фундаментальных обзоров по устойчивости цилиндрических оболочек, по устойчивости оболочек за пределом упругости, по трехслойным и многослойным оболочкам, по неклассическим теориям колебаний стержней, пластин и оболочек, по аэроупругим задачам, по нелинейному поведению тонкостенных конструкций и др. В качестве заместителя главного редактора и заместителя председателя редсовета он принимал участие в издании справочника "Вибрации в технике".

Э.И. Григолюк был энциклопедически образованным человеком, страстным коллекционером, блестящим знатоком русской поэзии и истории. Много внимания и сил он уделял популяризации и изданию работ классиков отечественной механики.

Э.И. Григолюк - автор ряда фундаментальных исследований по истории механики, посвященных выдающимся отечественным ученым и инженерам - С.П. Тимошенко, И.Г. Бубнову, Г.В. Колосову.

За многогранную и плодотворную научную и общественную деятельность он был удостоен ряда научных званий и отмечен правительственными наградами и именными медалями.

Но главная его награда - общепризнанная научная школа по механике деформируемого твердого тела и многочисленные ученики, продолжающие его дело. Э.И. Григолюк обладал замечательной способностью объединять и увлекать способных молодых людей, желающих заниматься наукой, интересными и важными прикладными задачами. Именно поэтому он стал главой крупной механической школы, воспитав 35 докторов и 80 кандидатов наук.

Получить
полный текст
<< Предыдущая статья | Год 2013. Выпуск 6 | Следующая статья >>
Система OrphusЕсли Вы обнаружили опечатку или неточность на странице сайта, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

119526 Москва, пр-т Вернадского, д. 101, корп. 1, комн. 245 (495) 434-21-49 pmm@ipmnet.ru pmmedit@ipmnet.ru https://pmm.ipmnet.ru
Учредители: Российская академия наук, Институт проблем механики им. А.Ю. Ишлинского РАН
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-82145 от 02 ноября 2021 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
© ПММ
webmaster
Rambler's Top100