Выдающийся ученый и организатор науки, академик Владимир Васильевич Струминский, член редколлегии нашего журнала в течение сорока лет, родился 29 апреля 1914 г. в Оренбурге. Его отец Василий Яковлевич Струминский - теоретик и историк педагогики, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Академии педагогических наук.
Стремясь к самостоятельности и независимости, после окончания семилетки Владимир Васильевич работал на машиноремонтных заводах Казани слесарем и токарем. В 1931 г. приехал в Москву и поступил токарем на завод "Динамо". После окончания рабфака при заводе в 1933 г. был принят на физический факультет Московского государственного университета, который в 1938 г. окончил с красным дипломом, и поступил в аспирантуру МГУ в рентгеноструктурную лабораторию НИИ физики, возглавляемую в то время профессором С.Т. Конобеевским. В конце 1940 г. им досрочно завершена кандидатская диссертационная работа "К электронной теории твердых тел. Квантовомеханический расчет упорядоченной бета-латуни", в которой удалось впервые получить решение уравнения Шредингера для кристаллической решетки сплава, состоящей из разных атомов. Предсказанные в этой работе эффекты перераспределения зарядовой плотности валентных электронов в интерметаллидах только недавно нашли прямое экспериментальное подтверждение с помощью эффекта Мессбауэра и рентгеновской фотоэлектронной спектроскопии. До настоящего времени результаты этой замечательной работы остаются актуальными и имеют большое научное и практическое значение в связи с поиском и исследованиями сплавов, обладающих уникальными физическими свойствами. В мае 1941 г. после успешной защиты кандидатской диссертации В.В. Струминский был направлен на работу в Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ). Одной из самых важных проблем авиации в период Великой Отечественной войны было создание крыльев, обеспечивающих высокую надежность и безопасность полета на больших околокритических углах атаки. Владимир Васильевич теоретически установил, что необходимые свойства надежности и безопасности полета могут быть достигнуты только путем специальной аэродинамической компоновки крыла из набора профилей с безотрывным обтеканием концевых сечений крыльев В ЦАГИ были проведены широкомасштабные экспериментальные исследования по обоснованию этого метода, разработаны методики расчета максимальной подъемной силы крыла и распределения срывных зон по его размаху. Окончательными подтверждениями метода явились летные натурные испытания непосредственно на фронте у г. Орша. В 1944 г. В.В. Струминский награжден медалью "За оборону Москвы", а в 1945 г. - орденом Красной Звезды и медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". В 1947 г. ему присуждена Сталинская премия II степени за разработку проектов новых крыльев для скоростных самолетов.
Владимиром Васильевичем были выполнены и другие теоретические работы, сыгравшие важную роль в дальнейшем развитии авиационной техники. Были найдены точные решения трехмерных уравнений пограничного слоя для скользящих крыльев бесконечно большого размаха и для стреловидных крыльев большого удлинения в потоке жидкости и газа. Определены условия, при которых проявляется эффект скольжения в реальных жидкостях и газах, когда продольные течения практически не зависят от поперечных, однако с увеличением углов атаки на крыле большого удлинения поперечные течения уже начинают влиять на продольные и реализуются существенно трехмерные течения. Экспериментальные исследования полностью подтвердили эти теоретические выводы. Особенную важность исследования В.В. Струминского приобрели в дальнейшем при создании и внедрении в серийное производство безопасных стреловидных и обратно-стреловидных крыльев. Теория обтекания скользящих и стреловидных крыльев легла в основу его докторской диссертации (1947 г.). В нее вошли также полученные им важные теоретические результаты о влиянии нестационарности обтекания крыла на его аэродинамические характеристики.
Результаты этих теоретических и экспериментальных исследований, выполненных под руководством В.В. Струминского, оперативно доводились до ведущих конструкторских бюро авиационной промышленности. Уже в 1947 г. в опытно-конструкторских бюро С.А. Лавочкина, А.И. Микояна, А.С. Яковлева были построены первые опытные истребители со стреловидными крыльями. В 1948 г. С.А. Лавочкин построил самолет Ла-176 со стреловидностью крыла 45°, на котором в декабре 1948 г. летчиком B.C. Соколовским был поставлен мировой рекорд по преодолению звукового барьера. В этом же году В.В. Струминскому была присуждена Сталинская премия I степени за создание новых типов крыльев для самолетов, а также Золотая медаль и первая премия имени Н.Е. Жуковского за лучшую работу по теории авиации. В последующие годы стреловидные крылья стали широко внедряться сначала в легкую истребительную авиацию, затем в более тяжелые истребители-перехватчики и фронтовые бомбардировщики, а далее уже и в бомбардировщики средней и большой дальности.
В начале 1950-х годов Владимир Васильевич был назначен заместителем начальника ЦАГИ по аэродинамике и руководителем основной аэродинамической лаборатории ЦАГИ № 2. В это время возникла необходимость развития новых направлений аэродинамики, связанная, в частности, с увеличением дальности полета до 17-18 тыс. км. Одним из направлений ЦАГИ по увеличению дальности полета самолетов было предложение В.В. Струминского, которое разрабатывалось совместно с ОКБ А.М. Люльки, о применении в качестве топлива жидкого водорода. Это предложение намного опередило свое время. В авиационной технике криогенный водород впервые был применен на самолете А.А. Туполева ТУ-155 лишь в 1989 г. Владимир Васильевич с 1967 г. проводил систематические исследования автомобильных двигателей на водороде. На улицах Москвы два автомобиля с криогенными баками обслуживали марафонский бег на Олимпиаде-80 и были удостоены олимпийской медали и грамоты. В настоящее время внедрение водородной техники на транспорте во всем мире интенсивно развивается.
В.В. Струминский разработал программу дальнейших исследований в области авиации, включающую дальнейшее улучшение совершенства аэродинамики самолета за счет уменьшения его сопротивления, в частности, путем активного управления пограничным слоем, а также создание пассажирской авиации со сверхзвуковыми и гиперзвуковыми скоростями полета. Здесь потребовалось отказаться от традиционных представлений о самолете, его аэродинамической схеме, силовой установке и т.п. Оказалось необходимым вместо обычных турбореактивных двигателей использовать прямоточные двигатели со сверхзвуковым горением, вместо обычных углеводородных топлив применять более калорийные криогенные топлива - жидкий водород, а вместо традиционной компоновки самолета - фюзеляж, крыло, двигатели - применить интегральную компоновку, в которой основные элементы самолета органически сочетаются, образуя единую, газо-аэродинамически совершенную, пространственную конфигурацию. Для решения этих сложнейших научно-технических проблем, прежде всего, необходимо было приложить огромные усилия для создания уникальной аэродинамической базы ЦАГИ: строительство малых, а затем больших малотурбулентных аэродинамических труб, завершение строительства и наладка первой гиперзвуковой трубы ЦАГИ Т-116, создание более скоростных гиперзвуковых аэродинамических труб, создание малых импульсных и вакуумных аэродинамических труб, создание стендов и лабораторий для отработки криогенной техники на водороде, изыскание путей модернизации основных аэродинамических труб. Работа в указанных направлениях была развернута во многих лабораториях ЦАГИ и шла успешно. Также продолжалась разработка методов кинетической теории газов, был получен ряд важных результатов по обоснованию и развитию методов решения кинетического уравнения Больцмана, разработан общий метод решения этого уравнения, основанный на обобщении метода Пуанкаре для непериодических процессов.
Рождалась новая авиационная техника со стреловидными крыльями и реактивными двигателями. Стреловидные крылья стали широко внедряться в пассажирскую авиацию, одним из первых авиационных конструкторов, применивших стреловидные крылья на самолете ТУ-104, был А.Н. Туполев. В 1953 г. В.В. Струминский награжден орденом "Знак Почета", в 1957 г. - орденом Ленина, в 1958 г. избран членом-корреспондентом Академии наук СССР по Отделению технических наук. За комплекс исследований по разработке новых аэродинамических форм для аппаратов разного назначения ему совместно с ближайшими учениками и коллегами была присуждена в 1961 г. Ленинская премия.
В 1966 г. В.В. Струминский избирается действительным членом Академии наук СССР по Отделению механики и процессов управления, а затем был единогласно избран директором Института теоретической и прикладной механики (ИПТМ) СО АН СССР, членом Президиума СО АН СССР и заведующим кафедрой газовой динамики Новосибирского государственного университета (НГУ). Существующая в то время в стране экспериментальная база уже не удовлетворяла запросам бурно развивающихся авиационной и ракетно-космической техники. Требовалось принятие немедленных мер к созданию новой более совершенной базы. В 1968 г. под непосредственным руководством Владимира Васильевича началось строительство нового аэродинамического центра в Сибири. В результате уже через год в ИПТМ была запущена существенно модернизированная сверхзвуковая труба Т-313. В следующем году была сооружена первая малотурбулентная околозвуковая труба Т-324, сверхзвуковые трубы Т-325, Т-326, Т-333, гиперзвуковая импульсная труба ИТ-301 и многие другие экспериментальные установки, а также газодинамические стенды. В феврале 1968 г. Совет Министров СССР принял Постановление о развитии в ИТПМ научных исследований по перспективным проблемам аэродинамики и газовой динамики. В институте развернулись работы по теоретическому и экспериментальному изучению устойчивости ламинарных течений, структуры турбулентных потоков, методов кинетической теории газов и решения кинетического уравнения Больцмана. Был осуществлен ряд мероприятий по укреплению научных кадров и расширению производственной базы института, создавались новые научные подразделения, укрупнялись КБ, механические и приборные мастерские. Была перестроена работа кафедры газовой динамики НГУ и организована подготовка специалистов по профилю проводимых в институте исследований.
Бурный технический прогресс в стране указывал на возможность дальнейшего существенного прорыва в космической технике. В частности, еще в первой половине 1960-х годов академики В.В. Струминский, А.М. Люлька и другие ученые ЦАГИ в итоге большой работы указали на возможность создания космического крылатого аппарата, способного совершить самолетную посадку на космодром. В процессе обсуждения этой проблемы С.П. Королев и А.И. Микоян полностью поддержали такую постановку вопроса. Было принято постановление о создании крылатого космического аппарата "Спираль". По компоновке этого аппарата работы в ОКБ А.И. Микояна возглавлял Г.Е. Лозино-Лозинский, а задачи старта взял на себя С.П. Королев. Первые модели крылатого космического аппарата "Спираль" испытывались в трубе Т-313 ИТПМ СО АН СССР. Созданный В.В. Струминским уникальный газодинамический комплекс в Академгородке до сих пор пользуется мировым признанием.
В 1971 г. В.В. Струминский возвратился в Москву и возглавил Отдел физической аэромеханики Института проблем механики (ИПМ) АН СССР. К этому времени у него созрели новые идеи - использование огромного опыта и научного потенциала, накопленного в оборонной промышленности, для интенсификации технологических процессов в промышленности и сельском хозяйстве. В том же 1971 г. он организовал конференцию в Мозжинке под Москвой, на которую пригласил, с одной стороны, ученых-механиков - академиков М.Д. Миллионщикова, Л.И. Седова, А.Ю. Ишлинского и др., с другой стороны, химиков-технологов - академика Н.М. Жаворонкова, членов-корреспондентов В.А. Малюсова и М.Г. Слинько. На конференцию были приглашены ведущие ученые ЦАГИ, Центрального института авиационного моторостроения, институтов химической, нефтехимической, микробиологической промышленности. В соответствии с решениями конференции В.В. Струминский был избран председателем Научно-технической комиссии ГКНТ СССР по использованию достижений аэродинамики в оборонных отраслях промышленности для интенсификации химико-технологических и микробиологических процессов. В последующие годы выяснилось, что, хотя непосредственное использование достижений аэродинамики для интенсификации технологических процессов имеет большое прикладное значение, в технологии имеются сложнейшие неразработанные фундаментальные проблемы науки, которые оставались практически вне поля зрения Академии наук. За практические успехи, достигнутые в решении этих проблем, В.В. Струминский в 1975 г. награжден орденом Трудового Красного Знамени за заслуги в развитии советской науки.
В марте 1976 г. принято решение Президиума АН СССР о создании на базе отдела ИПМ АН СССР самостоятельной организации под руководством В.В. Струминского - Сектор механики неоднородных сред (СМНС) АН СССР, молодые научные кадры которого вырастали на базе кафедры механики гетерогенных сред, созданной в 1974 г. Владимиром Васильевичем в Московском физико-техническом институте (МФТИ). Значительные результаты были получены по обобщению и развитию методов кинетической теории газов, построению теории движения и теплообмена в двухкомпонентных и двухфазных средах, теории устойчивости ламинарных течений и, в частности, по линейной теории устойчивости, теории турбулентности. Сектор механики неоднородных сред АН СССР установил тесную связь с промышленностью, став центром и связующим звеном между фундаментальной и отраслевой науками. Результаты экспериментальных и теоретических исследований СМНС были непосредственно внедрены в промышленность и использованы для повышения эффективности многих технологических процессов и, в частности, каталитических процессов в химической технологии. В 1984 г. В.В. Струминский награжден орденом Дружбы народов, в 1985 г. ему присуждена премия Совета Министров СССР за разработку автоматизированных аэродинамических комплексов и внедрение их в научный и учебный процессы университетов.
В начале 1989 г. на базе СМНС был образован Отдел "Механико-математические методы в технологических и экономических разработках" при Президиуме РАН. Здесь разрабатывались проблемы альтернативных источников энергии, включая водородную энергетику. Оригинальной и глубоко проработанной идеей Владимира Васильевича явилась концепция безопасного подземного захоронения ядерных реакторов типа Чернобыля, отработавших свой ресурс. Большой интерес общественности страны вызвало предложение В.В. Струминского о проведении Международного симпозиума по проблемам эффективного взаимопонимания и взаимодействия различных мировых религий и конфессий с участием выдающихся деятелей науки и искусства. В Отделе также разрабатывались экономические проблемы. Так, в частности, на базе метода Понтрягина была построена теория рынка, основанная на использовании переменных Вальраса.
В.В. Струминский избирался зам. академика-секретаря (1963-1991), был членом бюро Отделения механики и процессов управления АН СССР (1963-1991), членом Президиума Сибирского отделения АН СССР (1967-1971), зав. кафедрой механики гетерогенных сред МФТИ (1974-1987), зам. председателя научного Совета по механике жидкостей и газов (1973), членом бюро Комиссии по водородной энергетике АН СССР (затем РАН) (1979-1998), членом бюро Научного совета АН СССР по проблемам биомеханики и секции биомеханики процессов управления и регулирования биологических систем (1984), председателем Научного совета по механике неоднородных сред в технологических процессах (1992-1998), членом редколлегии журнала "Известия РАН. Механика жидкости и газа" (1966-1998), главным редактором журнала "Известия Сибирского отделения АН СССР" (1968-1972). Он автор более 100 научных трудов.
Научный фонд, созданный В.В. Струминским - неисчерпаемый источник новых исследований. ЦАГИ, ИТПМ СО РАН, Институт прикладной механики РАН и многие другие организации бережно хранят его творческое наследие и проводят интенсивные исследования в новых, самых актуальных направлениях науки и техники. В соответствии с заветами Владимира Васильевича одна из важнейших целей этих работ - активное внедрение научных открытий в народное хозяйство страны. Образ мыслей и чувств В.В. Струминского чрезвычайно благотворно воздействовали на окружающих людей. Он дал крылья всем своим ученикам и отправил их в самостоятельный полет по жизни и науке.